(351) 230 - 03 - 61


Статьи

С 1 января 2014 г. вступила в силу редакция части 8 статьи 24 закона «О рекламе», касающаяся рекламы медицинских услуг.

С 1 января 2014 г. вступила в силу редакция части 8 статьи 24 закона «О рекламе», касающаяся медицинских услуг.

Кампания, развернутая законодателями против рекламы абортов, всевозможных народных целителей и лекарств отпускаемых по рецептам, похоже, выйдет боком всей частной медицине и рекламному рынку.

Новые поправки в закон «О рекламе» ужесточают требования не только к рекламе методов народной медицины и услуг по искусственному прерываю беременности, но и к рекламе медицинских услуг в целом. Под запрет попадает реклама «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка». Такую рекламу закон разрешает лишь на медицинских выставках, семинарах, конференциях или в специализированных печатных изданиях для медиков или фармацевтов.

Печатные СМИ, телеканалы и «наружка» с введением данных поправок уже теряют доходы от рекламы медицинских услуг.

Ни глянцевые журналы, ни бесплатные газеты, ни телеканалы, которые с удовольствием рекламируют услуги стоматологий, медицинских центров и салонов красоты с их лазерными эпиляциями и другими космецевтическими процедурами, под определение специализированных СМИ для медиков не попадают. Зато при широкой трактовке новых норм могут попасть под штраф как нарушители закона. Ставшая вдруг запретной реклама серьезно подорвет бизнес производителей этих услуг — тех самых медицинских центров и салонов красоты, и не менее серьезно ударит по федеральному рекламно-издательскому рынку, едва оправившемуся от запретов на рекламу алкоголя и табака.

Впрочем, на региональном уровне последствия могут быть еще более печальными — множество локального глянца, телеканалов и производителей наружки исправно подкармливает именно реклама медицинских услуг. И уж совсем незавидной выглядит судьба нишевых beauty-изданий, сделавших ставку на рынок красоты и здоровья — будь то федеральные «Красота & здоровье» с Allure, или локальный «Будьте Здоровы».

Пока этот крайне неприятный для СМИ и рекламных компаний вывод — лишь предположение: официальных разъяснений по поводу новых норм нет, а пояснения представителей надзорных органов ситуацию не особо проясняют. Так, в областном УФАС уверены, что новые поправки большей части рекламодателей жизнь не усложнят. «Под медицинскими услугами и изделиями, для использования которых требуется специальная подготовка, на мой взгляд, законодатель понимает именно те услуги, где специальная подготовка требуется от потребителей этих услуг, — комментирует заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Людмила Галичина. — Можно привести прямую аналогию с рекламой лекарственных средств, отпускаемых по рецептам — она запрещена в СМИ, поскольку только подготовленный специалист — врач, в состоянии установить ограничения по приему таких лекарств. Правда, сложно предположить, какого рода медицинские услуги попадают под этот запрет. Ведь, чтобы посетить стоматологию или частный медцентр, специальная подготовка пациенту не нужна».

Впрочем, с частным мнением челябинского специалиста, не всегда соглашаются в других территориальных управлениях антимонопольной службы. Так, по слухам, сотрудники тюменского УФАС уже предупреждают местных издателей — реклама медцентров, конечно допустима, но без малейшего намека на услуги, которые они оказывают. И вполне вероятно, что в других регионах мнения разнятся еще больше.

Ясности ситуации добавят либо официальные разъяснения, или же первые штрафы, под которые попадут те, кто неожиданно для себя станет распространителем вдруг запрещенной рекламы. Впрочем, в Челябинском УФАС заверяют, что в начале февраля проведут семинар, посвященный последним изменениям закона о рекламе, и возможно, что к этому времени антимонопольщики выработают официальную позицию относительно медицинской рекламы. А пока рекламистам предстоит подсчитать возможные убытки от штрафов или потери солидной части рекламного рынка, в то время как оставшаяся без носителей частная медицина будет придумывать новые способы привлечения клиентов.


Возврат к списку